Искусство общения

Общение важно для каждого. Нас сопровождают разговоры с различными людьми — разговоры личные, дружеские, деловые и разговоры с рядовыми прохожими. Но, чтобы быть удачным собеседником, нужно еще многое, кроме простого произнесения слов …

«Прежде всего надо стараться избегать безрассудства в разговоре, а именно: запрашивать без сварливости, а отвечать без высокомерия; не перебивать, когда кто-то говорит о чем-то хорошо; НЕ бросаться на кого-то и не хвалиться своим языком », — писал св. Василий Великий.

Любить, как себя

Чтобы общение с другими было удачным и успешным, воспринимайте окружающих такими, какие они есть. Не пытайтесь исправлять всех по своему благоволению. Собеседник почти всегда чувствует наше отношение: пренебрежительное или на равных, с уважением или пренебрежительное. Старайтесь уважать других людей и это непременно отразится в вашем разговоре.

Искусство слушать

Из-за неумения слушать во время разговора мы теряем очень много информации. Часто вместо того, чтобы внимательно слушать собеседника, мы уже заранее обдумываем фразу, которую хотим сказать, только делаем вид, что внимательно слушаем. Этим мы, во-первых, обижаем говорящего, а во-вторых, теряем возможность приобрести знания и жизненного опыта других.

Умение слушать — это искусство, которому можно научиться.

obchenie

Слушайте людей во время разговора активно, то есть постоянно уточняйте услышанное вопросами типа: «Правильно я понял …?», «Ты имел в виду …». Старайтесь смотреть во время разговора в глаза собеседнику и уделять внимание только ему. Так он почувствует заинтересованность с вашей стороны. Так называемые «приемы активного слушания» помогут вам наладить взаимоотношения с окружающими и создать репутацию «доверенного лица». Они не помогают только в случае, когда собеседник злой и агрессивный.

Уровни общения

Общение между людьми бывает вербальное (с помощью языка и речи) и невербальное (мимика, жесты, интонация). В разговорах мы всегда используем и то, и другое. Известный психолог Мехрабиан утверждает, что лишь 7% в разговоре значат слова, 38% — интонация, а мимику и жесты.

Поэтому во время общения мы должны быть бдительны в отношении того, как выражаемся к другому человеку — поскольку симпатия и антипатия всегда ощутимы. Важно также умение владеть хорошей мимикой, жестами и использовать интонацию. Мы должны помнить — это все отражение нашего внутреннего существа. Поэтому общение — это также обратный процесс — чем лучше импульсы мы посылаем, тем лучше нам возвращаются.

Слово — не воробей …

Всегда и везде нужно учитывать, которое сама СЛОВО мы говорим. Поскольку неправильно сказанную фразу не вернешь. Конечно, ситуацию всегда каким-то образом уладить, но у другого человека может остаться боль от нас на всю жизнь. Нам нужно пытаться избегать слов, несущих в себе «гнилой» содержание; слов, загрязняющих нашу речь, и слов, приносят другим боль …

Во время разговора нужно всегда помнить о культуре общения, ведь это неотъемлемая составляющая духовности человека. Известный академик Лихачев сказал: «… без культуры общения в обществе нет и нравственности …». А нравственность — это положительные взаимоотношения людей и уважение между ними.

Мышление человека-христианина — это мышление, «ломает» все, что препятствует полноценному общению с людьми. Это мышление, которое позволяет воспринимать того, кого не хочется, и кого трудно.

talking

Рецепт эмпатийного слушания

«Рецепт» позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При таком слушании не дают советов, не стремятся оценить, что говорит человек, не морализирующих, не критикуют, не поучают. Существует несколько правил эмпатийного слушания:

Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, «освободить» душу от собственных переживаний и постараться избегать предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы сможете понять, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.

В своей реакции на слова партнера нужно с точностью отразить переживания, ощущения, эмоции, «стоят» по его выражению. Но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что вы не только правильно поняли его чувства, но и приняли.

Необходимо помнить, что эмпатийны слушания — это не объяснение скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только представить ощущения партнера, а не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа: «Это у тебя, потому что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме отвержения и защиты.

В тех случаях, когда партнер раздражен, когда он говорит, «не закрывая рта», вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или же просто повторять его последние слова.