Творчество Репина

Творчество Репина

В 1876 году, окончив срок своей зарубежной поездки, Репин вернулся в Россию. Этим определяется начало нового периода его творческой деятельности, вступила с приездом на родину в пору исключительного расцвета. Пробыв некоторое время в Петербурге, Москве, Репин с семьей выезжает на родину — в Чугуев.

Творчество Репина. Казаки

Здесь он живет круглый год. Репину давно не работалось так плодотворно. Жадно впитывал он новые для него после Парижа впечатление: путешествовал по деревням, бывал на базарах, заездах, на свадьбах, в церквях, трактирах, много разговаривал с крестьянами, вглядывался в их жизни и поражался их полуголодным существованием.

Здесь, в Чугуеве, бродя с альбомом по окрестным деревням, художник впервые увидел «крестный ход». Это зрелище, удивительно живописное, поразило его своей социальной насыщенностью, чрезвычайным разнообразием типов, резкими контрастами. Репин «загорелся» новой для него темой, чувствуя, что, наконец, нашел то, что искал давно.

То «Чудотворная икона», то «явленная икона», то «Крестный ход» — так по-рез-ном в письмах к Крамского и Стасова называет Репин свою новую работу. Начальный эскиз на эту тему касается 1876 В этой сцене, изображающей фанатичных крестьян, выдирают друг у друга «открытую икону», — идея будущей картины еще не достает своего выражения. Тема развернута узко, с сатирическим акцентом в показе равнодушных к своей пастве духовников. В эскизе, ограниченном несколькими персонажами, нет ли еще того разворота большой композиции, выражает многоликий человеческий поход, эпопею народной жизни провинциальной России, в том виде, как эта тема была решена в самой картине.

Намеченная в эскизе завязка действия, выраженная в жанровом характере, недостающее дальнейшего развития.

Второй эскиз, 1878 г., «Крестный ход в дубовом лесу» намечает по сути н «ву тему — замысел картины» явленная икона «, работа над которой с неоднократными переделками уже законченного полотна, растянулась на целых 46 лет. Таким образом, тема о крестный ход замышлялась Репиным в двух парных картинах — первая из них, изображала мирно настроенную процессию, на лесной дороге, захватывала художника своей живописностью, богатой цветовой оркестровкой: интересными сочетаниями освещенного солнцем толпы, зеленого леса, сверкающих золотом риз, разноцветных шелковых лент, — богаче переливами теплых рефлексов …

Вторая картина, по которой закрепилось название «Крестный ход в Курской губернии», значительно отличается от первой не только своей композицией, но и общим содержанием, социально более заостренным, глубоко обличающим общественные противоречия Пореформенная России. В «явленной иконе» художник изобразил крестный ход таким, каким он был еще в середине XIX века. «Крестньий ход в Курской губернии» отражает современную Репину российскую действительность 70-х годов, передает событие, свидетелем которой был сам художник.

Творчество Репина. Бал

Картина совершенно иная. Вырубленный дубовый лес и вместо деревьев торчат на холмах пни. Пестрая толпа людей, ватага нищих, мужиков, купцов, чиновников, помещиков тесно движется по большой дороге, окутанная облаком пыли. Темнота и забитость крестьянства, его думы и чувства, произвол и жестокость господствующих классов, освященные церковью, переданы без всякой идеализации, с обличительной силой истинного искусства. Это не бесстрастная копия из увиденного куска действительности. Это горячий протест художника против «господ», которые охраняют стражники, против союза религии с помещиками и полицией, это «приговор явлениям жизни».

«Явленная икона» неизбежно должна была отойти на второй план. Закончена художником значительно позже, чем его «Крестный ход», эта картина отразила все противоречия творчества Репина, неустойчивость его мировоззрения и шаткость эстетических позиций, которые сказались дальше в его творчестве.

В 1881 году, живя в Москве, Репин едет в Курскую губернию, где в Коренной Пустыни должен быть особый «необычный крестный ход». И позже он не раз проверяет свои первые впечатления, не пропуская возможности увидеть самому эту сцену. Обогащенный новыми наблюдениями, художник значительно расширяет замысел своей картины, дополняет ее новыми типами, вводит много новых, более выразительных деталей. Наступает горячая пора работы над картиной, когда все чувства, все мысли обращены к одной цели.