Изобразительное искусство Туркмении

Изобразительное искусство

Рассказать о современном изобразительном искусстве Туркмении вовсе не значит коснуться только работ последних дней или лет. Мне кажется, можно и сегодня написать картину, которая, так сказать, своим духом и мыслями отстанет от наших дней, от бега времени. И наоборот — ковер, сотканный лет триста назад, будет казаться современным творением искусства. Так в чем же дело? Какими средствами нам, художникам, предстоит выявить свое отношение к сегодняшнему дню? В чем острота современности?

Изобразительное искусство Туркмении

Стараюсь мысленно охватить взглядом все лучшее, сделанное нашими мастерами изобразительного искусства. Здесь живопись и графика, скульптура и чеканки по металлу, произведения народного гения. Совсем недавно, еще несколько десятилетий назад, рисование как такового у нас и не было., Любое изображение человека или другого живого существа каралось как кощунство. Так было и тогда, когда творил Тарас Шевченко, когда работали И. Репин, В. Суриков, И. Левитан, и впоследствии, когда начинал Пикассо … И не каждый поверит, что к середине нашего века у целого народа не было ни одного живописца . И чем дальше — тем труднее становится верить этому.

Но нельзя сказать, что наши художники не получили от своего народа никакого наследства. Народ мудрее ислам. И он все равно стремился воспроизвести свою жизнь и выразить свой дух в изображении. И находил средства для этого. Формы изобразительного искусства оживали в цветных отношениях ковра, его ритмах. Геометрия орнамента — это обобщенное восприятие пространства. Тысячи километров песков, цветные фигурки людей …

Итак, туркменское изобразительное искусство начало развиваться на том месте, где пустила глубокие корни народное творчество, которое дало, вне всяких сомнений, гениальных мастеров. С другой стороны — нас уже работал весь опыт мировой художественной культуры, и в первую очередь- русского реалистического искусства, искусства нашего доброго, умного соседа и старшего брата. Нельзя не вспомнить с удовольствием и благодарностью, что коллектив передвижников принял в свое братство туркмена Назара Иомудського. Он и был, пожалуй, первым профессиональным художником Туркмении. Но он был не туркменским художником, а замечательным русским художником-реалистом. А сейчас мы уже говорим о туркменской живописи.

С улыбкой вспоминаются сегодня первые наивные попытки найти национальные туркменские формы изображения. их делали еще в двадцатых годах такие художники, как И. Мазель, А. Мизгирев, работавших в Туркмении, в некоторых работах — с Бегляров. Эти поиски были наивными и нехитрыми. Например, картина обрамлялась орнаментальным узором, стилизованным под рисунок туркменского ковра, или выполнялась в нарочито плоскостном, узорчатом примитивном решении. Кто знал тогда, где путь к национальной самобытности нашего живописи?

Туркмения. Выставка

Адамова Доярки Масло 1972Мы нашли его за годы упорной работы и познания, в тесном содружестве с мастерами изобразительного искусства всей нашей страны, опираясь на их опыт и поддержку. Эти годы, особенно последнее десятилетие, стали для туркменских художников временем больших творческих завоеваний. Развиваясь в русле советской социалистической культуры, туркменское изобразительное искусство при многообразии смелых новаторских поисков во всех видах его и жанрах, при разнообразии творческих индивидуальностей приобрело черты яркой национального своеобразия. Первый профессиональный коллектив сложился в республике в сороковые годы. Тогда здесь работали Ю. Данешвар и И. Черинько, который приехал из Украины и своим творчеством в определенной степени влиял на формирование тур-

кменськои национальной художественной школы. Эти художники принесли в туркменский живопись традиции русского реалистического искусства. Тематическая сюжетная картина стала одним из ведущих жанров туркменского живописи. В произведениях наших художников нашли отражение различные этапы истории республики, ее героическое прошлое и сегодняшний день.

В этот же период появляется картина Ю. Данешвар «Вышивальщица». Автор создает выразительный образ молодой туркменкы, решая полотно в яркой декоративной манере, тем самым как бы предусмотрев более поздние поиски ярких выразительных средств.