Художники Грузии

Художники Грузии

Грузия — страна великой многовековой культуры. Археологические раскопки обнаружили здесь руины городов, архитектурных сооружений, изделия из золота, серебра, бронзы, керамический и стекло, созданные за несколько тысяч лет до нашей эры.

Художники Грузии. Ночь

Эпохи раннего, зрелого и позднего средневековья оставили мам на территории Грузии высокохудожественные памятники архитектуры, чеканка, каменной пластики, резьбы по дереву, монументальной и миниатюрной живописи, национальное своеобразие которых формировалась на протяжении веков, в сложном синтезе местных, византийских и восточно христианских художественных традиций.

С начала XIX века, с присоединением Грузии к России, определилась новая фаза развития грузинского искусства. Активизировался контакт с искусством России и Западной Европы, где теперь грузинские художники получали образование, создавая новое искусство. Определяются новые жанры, и среди них прежде всего — портрет, а несколько позже сюжетная картина на тему городского и сельского быта, с выявлением их социальной основы. После Великой Октябрьской революции и установления Советской власти в Грузии открылись широкие возможности для дальнейшего развития демократического реалистического искусства. Важным фактором для этого основания в 1922 году Тбилисской Академии художеств, которая должна была решить проблему воспитания новых творческих кадров.

Первым ректором Тбилисской Академии художеств был основоположник грузинской искусствоведческой науки Г. Губинашвили. Грандиозные преобразования в жизни страны требовали новых средств выражения. Широко используются аллегории, символы, образные обобщения, которые в свою очередь вызывают большой диапазон художественных средств; так, рядом с сугубо реалистическими средствами отображения действительности смело используются с целью образного обобщения, подчеркнутой характеристики специфических черт, декоративная структура композиции, стилизованный рисунок, выразительность локальной живописной пятна и т. п.

Возникает необходимость в развитии массовых форм искусства (оформление агитпоездов, окон ГрузТАгу, плакат и т. П.). Ленинский план монументальной пропаганды стимулирует создание памятников вождям и деятелям революции.

Достижения в области грузинской скульптуры этого периода связаны прежде всего с творческими успехами Я. Николадзе и М. Канделаки, которые выступили еще в дореволюционный период. Мягкие, интимные работы Я. Николадзе и монументальные, героизированных образы М. Канделаки раскрывают многогранные возможности искусства скульптуры.

Наряду с старыми живописцами, такими как Г. Габашвили, поздний период творчества которого захватывает первое десятилетие послереволюционного периода, выступает новое поколение художников. В творчестве М. Тоидзе утверждения советской тематики окончательно вытесняет его недолгое увлечение искусством импрессионистов. Реалистические традиции обусловливают направленность творчества В. Сидамона Эристави, что работает в области исторического жанра и театрально-декорационного искусства, а также — пейзажиста А. Цимакуридзе, в картинах которого, выполненных в широкой живописной манере, изображены залитые светом пейзажи родного села Квишхети.

Художники Грузии. Церковь

В середине 1920-х годов из Франции, где они завершали свое образование, возвращаются в Грузию Д. Кака-Бадзя, Л. Гудиашвили, А. Ахвледиани, К. Магалашвили.

Для Д. Какабадзе и А. Ахвледиани основной темой является пейзаж. В обоих художников, в отличие от А. Цимакуридзе, проступает тенденция к образного обобщения, что определяет несколько декоративный строй их композиций. И индивидуальность видение, разный темперамент обусловливают и различный характер декоративной манеры. В Д. Какабадзе на первый план выступает продуманная построение плоскостной композиции с акцентами локальных живописных пятен, тогда как у О. Ах-вледиани прежде всего чувствуется романтическое, эмоциональное отношение к изображаемому.

К. Магалашвили становится ведущим художником в портретном жанре. Она создает целую галерею психологических портретов современников.