Изобразительное искусство в 16-17 вв.

Изобразительное искусство

В 16 в. бурно развивалось искусство скульптуры, было обусловлено прогрессом архитектуры, поскольку скульптурные изображения применяли для отделки архитектурных сооружений. В скульптурных изображениях воплощали ренессансные идеи.

Изобразительное искусство в 16-17 вв.

Так, львовские сооружения Черной каменном доме Корнякта, часовни Трех Святителей, Успенской церкви и т.д. украшены скульптурными рельефами и пышным резьбой. Бесценные шедевры украинского искусства — скульптурные резьба львовских часовен Боимов и Кампианов.

Получил распространение и скульптурный портрет. Он выполнял роль надгробного памятника. Надгробия заказывали, чтобы прославить образ умершего, увековечить его для потомков. Так, 1579 в Успенской церкви Киево-Печерской лавры было установлено надгробие К. И. Острожского: одет в рыцарский доспех князь отдыхал на ложе (по ренессансными традициями покойника нередко изображали спящим).

Со второй половины 16 в. начинает развиваться украинское декоративная резьба обрамления икон и их ансамблей — иконостасов. Иконостасы, изготовленные из дерева, украшают резными растительными орнаментами.

В течение 16 в. развивался иконопись -найпопулярниший и самый распространенный вид живописи, в котором доминировал ансамбль из нескольких рядов икон. Мощным центром украинского религиозного живописи к середине века был Перемышль. Большинство украинских икон 16 в. принадлежит к наследию художников именно этого города. Работал там и автор первых в истории украинского искусства икон с авторской подписью -Успиння Богородицы и Богородица Одигитрия с пророками (1547) из церкви архангела Михаила в Смильнику — Алексей Го-Рошкович. Традиции перемышльской школы развиваются в нескольких провинциальных центрах, среди которых выделяется самборский, где работали несколько художников во главе с Федуско — автором иконы Благовещения (1579) из церкви в Иваничах. От второй четверти века возросло значение львовской ячейки.

В конце 16 в. появляется светский портретная живопись, образцом которого является портрет польского короля Стефана Батория (1576), который создал для львовской ратуши Войцех Стефановский. Однако из оригинальных памятников сохранился только портрет сяноцкого каштеляна и перемишльского старосты Яна Гербурта. В более поздних копиях известные портреты членов семьи князей Острожских.

На 16 ст. приходится взлет книжного живописи. В отделке книг увеличилось ренессансных рис. Начали появляться также единичные детали, выхваченные из реальной жизни. Ярким образцом использования мастерами орнаментальных мотивов европейского Возрождения является миниатюры Пере-сопницького евангелия.

Появление книжной гравюры связывают с деятельностью Ивана Федорова. Первыми гравюрами его изданий были фронтиспис с евангелистом Лукой и авторская печатная марка во Львовском «Апостоли». При том периода графические изображения были небольшими — в основном заставки, инициалы и конечности, в которых использовали орнаментальные мотивы.

Изобразительное искусство. Сеяние

Первая половина 17 в. — Важный этап развития различных видов искусства в Украине. Яркие национальные черты воплощены, в частности, в резном обрамлении икон и иконостасов. Создание последних требовало большого таланта и редкой художественной подготовки, ведь в них сочетались живопись, архитектура и декоративная резьба.

Настоящей жемчужиной украинского искусства является иконостас ИГятницькои церкви, созданный львовскими художниками в первой половине 17 в. К шедеврам украинского искусства принадлежит иконостас Успенской церкви во Львове. Иконы для него рисовали выдающиеся львовские художники Федор Сенькович и Николай Петрахнович.

От первой половины 17 в. сохранились оригинальные образцы киевской школы религиозного живописи. Самой ее достопримечательностью является икона Святой Николай с киевской церкви св. Николая Набережного.