Обработка металла XIX — начала XX в

Производство предметов быта из цветных металлов в селах и городах в период капитализма не получило широкого развития. Оно сохраняло форму домашнего промысла, обслуживало сельское хозяйство и удовлетворяло бытовые нужды населения. Коллекции изделий художественного металла, экспонируются в музеях, дают неполную, но достаточно четкую картину развития этой отрасли художественного промысла на Украине в XIX — начале XX в.

 

Несмотря на сугубо бытовое назначение, изделия из цветных металлов, выполненные техникой литья, холодной ковки, золочение, поражают богатством ассортимента, требовательностью форм, декоративностью, техническим мастерством. Они свидетельствуют о творческую одаренность, фантазию и изобретательность народных мастеров, о высоко развито в них чувство красоты.

На Полтавщине, Харьковщине, Черниговщине изготавливались различные украшения: перстни, кольца, серьги, подвески, ободки к дукатам, крестики, цепочки, пуговицы, крючки, пряжки, оковка трубок и другое. Кольца были гладкие, иногда с тонкой резьбой, перстни с вставленным цветным стеклом — «очко». На Полтавщине бытовали разновидные серьги из серебра и нейзильбера, так называемые рогатки с вставленным красным граненым стеклом, и серьги в виде шестигранного креста. Производились также серьги в виде колесиков и ужа — «змейки», украшенные в центре кружком.

На Харьковщине серьги из латуни состояли из двух частей: штампованной розетки или звездочки с красным стеклом и подвески в виде сердца или овального колесики с чеканеним стилизованным растительным или геометрическим орнаментом. На Черниговщине изготавливали серебряные дутые серьги округлой формы с подвеской из желтого стекла. Позолоченные серьги состояли из трех частей — верхней розетки в виде шестилепестковый цветка с вставкой из красного стекла в центре, ленты-пластинки с такой же вставкой и долгой конической подвески. Серьги Катеринославщини напоминают серьги Харьковщины. Они имеют форму сердца, двух или трех листочков с подвеской из голубого стекла или стекла, имитирующего янтарь. Распространены были подвески в виде петли, обостренной капли, вогнутого диска с бусиной внутри с нарезкой на внешней стороне.

Решетки для подвешивания дукатов выполнялись из серебра или меди, позолочувалися и украшались цветным стеклом. Черниговские, в частности нежинские, богачи имеют вид банта, завершенного металлической пластинкой — короной. Сам богач обведен крученым проволочкой.

hudozestvennaia_obrabotka

Лучшими золотарями Черниговщины в конце XIX — начале XX в. были К. Плациндар и И. Москвичев. С развитием промышленности, которая стала поставлять значительно дешевле изделия, народное золотарство на Приднепровье начало приходить в упадок. В районах Восточных Карпат в силу своеобразных социально-экономических условий народная обработка цветных металлов продолжала развиваться и во второй половине XIX и начале XX в. 3 этой ячейки сохранился одно изделие, которое датируется еще 1698 Это «бартка», украшенная рытым орнаментом. Заслуживают внимания также мужские палки — топорики, изготовленные в 1834 и 1840 народным мастером Лукином Дудчак из с. Брустурова — первым известным латунником- «мосяжникив» в районе Восточных Карпат. Народные мастера Восточных Карпат изготавливали изделия из меди, латуни и нейзильбера с помощью литья, горячей и холодной ковки, а также с латунных блях — техникой клепки, а из латунной проволоки — техникой вязания.