Обработка металла XIX — начала XX в

Производство предметов быта из цветных металлов в селах и городах в период капитализма не получило широкого развития. Оно сохраняло форму домашнего промысла, обслуживало сельское хозяйство и удовлетворяло бытовые нужды населения. Коллекции изделий художественного металла, экспонируются в музеях, дают неполную, но достаточно четкую картину развития этой отрасли художественного промысла на Украине в XIX — начале XX в.

Художественная обработка металла

Несмотря на сугубо бытовое назначение, изделия из цветных металлов, выполненные техникой литья, холодной ковки, золочение, поражают богатством ассортимента, требовательностью форм, декоративностью, техническим мастерством. Они свидетельствуют о творческую одаренность, фантазию и изобретательность народных мастеров, о высоко развито в них чувство красоты.

На Полтавщине, Харьковщине, Черниговщине изготавливались различные украшения: перстни, кольца, серьги, подвески, ободки к дукатам, крестики, цепочки, пуговицы, крючки, пряжки, оковка трубок и другое. Кольца были гладкие, иногда с тонкой резьбой, перстни с вставленным цветным стеклом — «очко». На Полтавщине бытовали разновидные серьги из серебра и нейзильбера, так называемые рогатки с вставленным красным граненым стеклом, и серьги в виде шестигранного креста. Производились также серьги в виде колесиков и ужа — «змейки», украшенные в центре кружком.

На Харьковщине серьги из латуни состояли из двух частей: штампованной розетки или звездочки с красным стеклом и подвески в виде сердца или овального колесики с чеканеним стилизованным растительным или геометрическим орнаментом. На Черниговщине изготавливали серебряные дутые серьги округлой формы с подвеской из желтого стекла. Позолоченные серьги состояли из трех частей — верхней розетки в виде шестилепестковый цветка с вставкой из красного стекла в центре, ленты-пластинки с такой же вставкой и долгой конической подвески. Серьги Катеринославщини напоминают серьги Харьковщины. Они имеют форму сердца, двух или трех листочков с подвеской из голубого стекла или стекла, имитирующего янтарь. Распространены были подвески в виде петли, обостренной капли, вогнутого диска с бусиной внутри с нарезкой на внешней стороне.

Решетки для подвешивания дукатов выполнялись из серебра или меди, позолочувалися и украшались цветным стеклом. Черниговские, в частности нежинские, богачи имеют вид банта, завершенного металлической пластинкой — короной. Сам богач обведен крученым проволочкой.

hudozestvennaia_obrabotka

Лучшими золотарями Черниговщины в конце XIX — начале XX в. были К. Плациндар и И. Москвичев. С развитием промышленности, которая стала поставлять значительно дешевле изделия, народное золотарство на Приднепровье начало приходить в упадок. В районах Восточных Карпат в силу своеобразных социально-экономических условий народная обработка цветных металлов продолжала развиваться и во второй половине XIX и начале XX в. 3 этой ячейки сохранился одно изделие, которое датируется еще 1698 Это «бартка», украшенная рытым орнаментом. Заслуживают внимания также мужские палки — топорики, изготовленные в 1834 и 1840 народным мастером Лукином Дудчак из с. Брустурова — первым известным латунником- «мосяжникив» в районе Восточных Карпат. Народные мастера Восточных Карпат изготавливали изделия из меди, латуни и нейзильбера с помощью литья, горячей и холодной ковки, а также с латунных блях — техникой клепки, а из латунной проволоки — техникой вязания.