Скульптура малых форм

Скульптурные керамические изделия небольшого размера в искусствоведческой литературе и в художественной практике принято называть скульптурой малых форм, малой пластикой, настольной скульптурой и тому подобное.

little_skulptura

Эти и другие равнозначные термины приниматься и при рассмотрении майоликовых скульптурных изделий, в современной художественной керамике Украины составляют значительную по удельному весу и интересную с художественной точки зрения группу.

Керамическая скульптура на Украине известна с древнейших времен. Ученые-археологи и искусствоведы доказали, что на современной территории республики скульптурные изделия из глины уже в IV-III тысячелетии до н. е. отмечались достаточно выразительными художественными качествами. В науке сложилось мнение, что древние скульптурные изделия имели в основном ритуальное, магическое значение. Однако некоторые ученые на основе исследования новых археологических материалов приходят к выводу: глиняные скульптурки уже в те далекие времена существовали также как произведения светского искусства.

В течение длительного исторического развития керамическая скульптура испытывала существенные изменения по форме и содержанию. Искусствовед А. Тищенко отмечает, что во времена Киевской Руси «ритуальные статуэтки постепенно переосмысливались, давая начало бытовому или сказочному жанру в этой области прикладного искусства или превращаясь в игрушки. Сформированы еще в период Киевской Руси, основные разновидности керамической скульптуры (статуэтки людей, животных, птиц, так называемые свищи, рельефы и т.д.) развивались в украинском декоративно-прикладном искусстве, претерпевая определенные видоизменений, в течение многих веков до нашего времени.

Сегодня в украинской майолике продолжают ржи почти все основные традиционные группы скульптурных изделий, конечно, изменив свое содержание и форму в зависимости от характера практических и эстетических потребностей общества. Так, например, в наше время изготавливаются скульптурки-свистульки, пи раньше были игрушками. Сейчас такие изделия не выпускаются как игрушки. Но, очевидно, по традиции мастера керамики лепят их с отверстиями-свмст- ками и в наши дни. Теперь они, как и статуэтки, выполняют чисто эстетическую функцию, потеряв главное, когда утилитарное значение. В связи с этим уделяется больше, чем раньше, внимание их художественно-образному содержанию, декоративной выразительности. По сути, они теперь мало чем отличаются от скульптурных статуэток и имеют такое же назначение. Поэтому и рассматривать их следует вместе со статуэтками как одну группу.

Карета

В наше время не бытуют такие распространенные когда-то на Украине игрушки, как погремушки, хихиткы т.д., зато получили развитие многофигурные майоликовые композиции. Сложные многофигурные скульптурки — новое явление в украинской керамике. Оно возникло в советское время и в первую очередь связывается с именем выдающегося украинского советского народного мастера Ивана Гончара. В последнее десятилетие появились на Украине скульптурные рельефы, главным образом в виде настенных пластов тесно связывается с поисками художественной общественностью путей решения проблем синтеза изобразительных искусств и архитектуры.

Главная задача всех видов майоликовой пластики в наше время — украсить интерьеры жилищ И общин ских сооружений, сделать их эстетически полноценными, художественно выразительными. В связи с широким развертыванием отечественного и международного туризма скульптурные майоликовые изделия наряду с другими миниатюрами играют также важную роль как национальные сувениры.

При учете принципиальной разницы между круглой скульптурой и рельефной выясняется, что рассматривать эти основные виды майоликовой пластики следует отдельно. Более разнообразной, художественно интересной и многочисленной является на сегодня круглая или объемная скульптура, непрерывно развивается на протяжении многих веков и имеет давние художественные традиции.