Толерантность — это искусство жить с другими людьми и с другими идеями

Слово «толерантность» — сегодня один из самых популярных, употребляемых в мире. В нашем обществе все чаще появляется оно в лексике государственных, общественных, культурных деятелей, журналистов — всех тех, кто причастен к процессу демократических преобразований. Оно как пароль, который свидетельствует о принадлежности его носителя к кругу людей с современными взглядами на жизнь и межличностные отношения.

Для Украины, как многонационального государства с разнообразием культур и религий, вопрос терпимости, этичности, гуманистического воспитания становится едва ли не главным фактором внутренней стабильности страны.

Актуальность темы формирования толерантного сознания несомненна. Надеемся, что предлагаемые материалы пригодятся преподавателям, руководителям общественных организаций, журналистам, всем тем, кто не равнодушен к вопросам противодействия жестокости, насилия, ксенофобии, расовой и этнической дискриминации, терроризма.

«Нельзя сыграть «Гимн Свободы » на инструменте насилия » С. Ежи Ленц

Эти слова известного польского фантаста-гуманиста Станислава Ежи Ленца наиболее точно отражают актуальную проблему современности: проблемы взаимопонимания, толерантности.

Что же такое толерантность? Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она предусматривает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая и не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека. Нетерпимость в поле этнической, поле конфессиональной или поле культурном обществе приводят к нарушениям прав человека, насилия и вооруженных конфликтов.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Принципами терпимости и уважения к окружающим руководствовались еще древнегреческие философы. Толерантность ярко прослеживается в идеях гуманизма. И обращаясь к истории становления и развития идеи толерантности, нельзя обойти такую ​​яркую и необычную фигуру в истории Украины, как философ Г. С. Сковорода. Гуманистические, толерантные идеи исповедовали прежде всего украинские писатели XIX-XX вв., Которые настойчиво проводили мысли о национальных и общечеловеческих ценностях-взаимопонимание, терпимость, счастье, добро, гуманизм. В частности Т.Г.Шевченко выделял как высшее благо — благо, свободолюбие, ненасилия, верил в их победу над злом, тиранией. Истинным гуманизмом пронизана творчество Леси Украинский, Богдана Лепкого, Василия Стуса, Василия Симоненко, публицистическая и педагогическое наследие Б.Д.Гринченко, В. А. Сухомлинского.

Наиболее активно идеи становления диалога культур и принципы толерантности исследовали философы, культурологи, политологи, педагоги в XX в .: М.Бихтин, С. Франка, П.Флорентийський, Библера.

Педагогику толерантности исследовали: М.Уолцер, К.Нидерсон, В.Подобед, В.Антипова.

tolerantn

Накопуючы разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многочисленные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что «копилка» толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО), толерантность — это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это определение подразумевает терпимое отношение к другим национальностям, расам, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидов, языка, религии, политических или иных мнений, национального или социального происхождения. 16 ноября провозглашено Международным Днем толерантности, который ежегодно отмечается в странах-членах этой организации.

Международный День толерантности приобретает особое значение с началом нового тысячелетия, первое десятилетие которого Генеральной Ассамблеей ООН провозглашено Международным десятилетием культуры мира и ненасилия (2001- 2010 г.г.) В истории человечества нетерпимость была всегда, она порождала войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, образах, а на государственном уровне — в расовой дискриминации, преследовании по национальности, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Принципы толерантности как основа права и свободы закреплены в законных актах и ​​провозглашены в международных декларациях. Базовый документ — Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

В рамках Совета Европы действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 12-й протокол Конвенции обязывает государства ратифицировали его, гарантировать любые права без дискриминации и предусматривает механизм наказания в случае невыполнения обязательств.

Понятие толерантности в разных языках отличается смысловыми оттенками, что обусловлено культурными и ментальными особенностями. Например, во французской этот термин означает уважение к свободе другого, в китайской — умение разрешать, проявлять великодушие, в арабской быть толерантным — значит быть терпимым. Анализируя культурное наследие нашего народа, основанной на «философии сердца», можно с убеждением подтвердить, что толерантность в восприятии Украинский соотносится с понятием уважения и любви.

Идеи толерантности приобретают все большее признание в современном мире, все больше стран активно внедряют их в свое образование, государственно-общественную жизнь, рассматривают их как самое действенное средство достижения взаимопонимания, взаимоуважения, согласия своих граждан.