Архитектура и искусство Византии V-VIII вв.

Под натиском варваров упала в 476 г.. Только Западная Римская империя. А Восточная — Византия, названная так по имени древнегреческой колонии, на месте которой был основан Константинополь, продолжала еще существовать в могуществе и славе, занимая обширную территорию, куда входили Балканы, Малая Азия, Сирия, Египет. Там, на берегу Босфора, в новой блестящей столице, распоряжались прямые потомки античной культуры. Хотя византийская красота сложилась преимущественно как отрицание античной красоты с его телесной роскошью, Византии суждено нацедить новую форму духовности, новое искусство.

В истории культуры вряд ли можно найти искусство сложнее, чем византийское — прежде всего по сочетанию оснований, казались несовместимы, потому что здесь скрещивались самые разнообразные художественные традиции. Трудности становления такого искусства, тяжелые поиски нового стиля выплывали также из сложности тех задач, которые христианская церковь, утверждалась, ставила перед искусством.

Константинополь впитывал в себя все — и абстрактный орнамент Востока, и то живет, что уцелело от тяжелой застывшей силы Рима, и новую архитектуру храмов и многообещающие достижения мозаичного искусства, линейную выразительность сирийской художественной школы и благородный отголосок эллинизма — словом, все поиски и все воздействия , которые переплетались в многонациональном мире, — а затем постепенно переплавлял это все в стройную художественную систему.

Гармония нового искусства проявляла себя в хоровом пении христианских церквей, в свете, который, благодаря особенностям найденной конструкции храма, пронизывало вполне его пространство и освещало все под его сводами. Недаром знаменитая из византийских церквей, Святая София, которая воплощала концепцию «Храм — земное Небо», была такой убедительной, что послы киевского князя Владимира почувствовали себя действительно «на небесах».

Чтобы храм вместил больше мирян, христианское зодчество взяло за образец античные прямоугольные сооружения — так называемые базилики, разделены на несколько продольных частей-нефов. Такой тип храма со средним просторным и высоким нефом, а в дальнейшем — на Востоке — и поперечным, что предоставлял храмовые формы креста, получил название базиликального. Возник и другой тип храма с куполом в центре, обязан появлением, наверное, зодчим Грузии и Армении. Если храм был местом молитвенного общения, его внутреннее строение и отделки приобретали першоступеневого значения. Сорок окон «Святой Софии», прорезанных под полусферическим куполом в толще стен и ниш, заливали светом украшенный мозаиками внутреннее пространство храма, а в большие праздники здесь зажигались канделябры в виде деревьев, серебряные паникадила и лампы. Светлый, золотистый фон мозаик, своего рода «каменного живописи», зажигал сердца и своим сиянием вызвал состояние экстаза. Мозаики воспринимались не как плоскость и не как глубина, а как какой-то другой мир, сверхчувствительный, потусторонний, трансцендентный. Большее внимание к художественному оформлению интерьера, чем экстерьера храма, объяснялась представлениям об идеальном человеке — скромном снаружи и насыщенным богатой внутренней жизнью.

Первого расцвета византийское искусство достигло в VI веке при императоре Юстиниане. Огромная империя была крупнейшей и сильнейшей державой Европы. Здесь существовало огромное количество ремесленных мастерских, множество купцов. В одной только столице в это время было построено тридцать церквей, которые сияли золотом, серебром и разноцветными мраморами. Святая София появилась среди них самой. Для нее Рим поставлял колонны из порфира, взятые из храма бога солнца, Эфес — колонны из зеленого мрамора, все концы империи — мрамор редких пород. Известно и византийское серебро VI в. — Богато украшенные кресты, чаши, ковши, блюда, обозначены большим мастерством. Процветало в Византии резьбы по слоновой кости. Образец этого искусства — трон архиепископа Максимилиана в Архиепископском музее в Равенне. Очень интересный и диптих с изображением цирковых сцен (V в.), Который выделяется яркостью и тонким выполнением фигур зверей.

Византия

Еще одной выдающейся достопримечательностью Византии того времени является никийски мозаики из церкви Успения в Никее (Малая Азия), в образах которых столько богатства и эмоциональной силы, овеянной эллинской красотой, что она могла бы напугать догматиков христианства.

Однако в VII в. византийская культура пережила длительный кризис, связанный с возникновением иконоборчего движения, представители которого считали изображение Бога в человеческом облике профанацией религии. Императорская власть, поддержав это движение, начала массово уничтожать иконы, вместо украшая церкви растительными орнаментами. Когда же в конце концов победили сторонники икон, они в свою очередь уничтожали эти орнаменты, не считаясь с их художественной ценностью.

После некоторых колебаний художественное творчество целеустремленно избрало свой путь. Однако теперь мозаики, фрески и иконы должны были выражать глубокую духовность, чтобы не возникало сомнения в их праве передавать сущность божества. Спиритуализм становится преобладающим, фигуры теряют свою материальность, лица приобретают аскетический характер, пространство упрощается и схематизируется. В искусстве вводятся строгие каноны, оно передает только духовную сущность мира и человека.

Мозаики монастырской церкви в Древние (близ Афин) — возможно, вершина зрелого византийского стиля XI-XII вв. — Второй период подъема византийского искусства. В это время происходит расцвет станковой живописи — иконописи с применением уже не восковых красителей, а яичной темперы. К сожалению, неизвестно, кто является автором одной из самых известных и самых икон, называется у нас Владимирской Богоматери. Уже в 1155 она была в Киеве, а сейчас находится в Москве. Прекрасный образ выражает мировую скорбь — такую ​​же большую и пожизненную, как радость бытия.

Есть в византийской культуре, кроме икон, мастерские декоративные филигранные заставки, книжные иллюстрации, образцы эмали.В 1453 p., После долгих лет процветания и испытаний, Константинополь был захвачен турками-османами. По приказу турецкого султана Храм Святой Софии превращен в мечеть, и город стал столицей совсем другого государства.