Искусство Западной Европы ХVII века

Предел ХVI-ХVII в. является началом нового этапа в истории Западной Европы. Результатом научной революции XVII в. были не только научные открытие, но и фундаментальное обновление метода познания — процедуры исследования и доказательства. Главную свою задачу философия Нового времени видит именно в разработке и обосновании методов научного познания и производит два направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Абсолютизация законов механики привела к созданию механической картины мира, согласно которой вся Вселенная (от атомов до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, которая состоит из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики. Отметим, что впечатляющий развитие естествознания в XVII в. имел своим результатам распространения натурфилософских (философия природы) взглядов на общество и его историю.

art_of_west_europe

Естественный закон понимали как вселенский разум.

В большинстве своем, сами создатели художественных ценностей — поэты, драматурги, художники и музыканты — уделяли внимание осмыслению художественного процесса, теоретическому обоснованию и обобщению художественной практики и самого искусства. Начинается новый этап в развитии европейского искусства, когда стиле возникают не одним за другим, как это мы видели, например в искусстве средневековья (романский, а за ним готический), а почти одновременно, словно бы соревновались, и в то же время переплетались друг с другом. Анализ эстетического наследия свидетельствует, что в XVII в. теоретически осознавались три различные творческие концепции — барокко, классицизм и реализм.

  1. Реформа и восстановление в искусстве барокко Красочное, эмоциональное искусство барокко создавалось главным образом для служение религии. Оно стремилось ошеломить зрителя, пробудить в нем возвышенные чувства, но выше его целью было ввести верующего в мир чудес, экстатических откровений и мгновений триумфа христианской веры. В XVII веке Италия сохраняло свое ведущее положение как источник новых художественных идей и приемов, и в Рим все так же стекались мастера кисти и резца со всего континента. Зародившиеся в Италии художественные стили неизменно становились образцом для подражания далеко за ее пределами. В XVI в. на смену эпохе Возрождения пришел вычурный маньеризм, которому было предназначенное недолгую жизнь. А его динамичный преемник — стиль барокко — господствовал в искусстве на протяжении XVII и части XVIII столетия, охватив всю Европу и Латинскую Америку. Не будучи сугубо религиозным, искусство барокко все же было выразителем духа контр реформации — движения за реформирование и обновление католической церкви, возродило ее силы в борьбе с протестантизмом.