Реклама — это искусство?

Сегодня очень популярна мысль, что реклама — это искусство. Что ж, инструментарий рекламы действительно включает художественные приемы графики, музыки, вокала, кино и так далее. Но сама реклама — это не искусство в классическом понимании этого слова. Это ремесло опосредованного продажи. Очень сложное и порой изящное, но ремесло.

В пользу того, что реклама — это не искусство (хотя и использует художественные приемы), говорит тот факт, что настоящий художественное произведение — это самоцель, воплощенный образ художественно-образного познания мира. Вместо этого то, что реклама в конечном итоге преследует коммерческие цели, выводит ее из-за пределов искусства.

Можем считать рекламу искусством только в двух контекстах:

— В случае высокого ее воплощения и исполнения — то есть употребляя слово «искусство» не в значении художественного творчества, а высокого профессионализма и мастерства;

— Произведением искусства можем назвать отдельно взятый элемент рекламного продукта. Например, музыкальную тему ролика. Однако искусством мы можем назвать это только вне контекста рекламного бизнеса, рассматривая отдельно.

Кстати, нередки случаи, когда удачный музыкальный мотив, использованный в рекламном ролике, впоследствии выделялся в самостоятельную песню (рекламные темы компаний «Свиточ» и «Oriflame» стали популярными песнями Русланы «Рассвет» и «Миг весны», а рекламная песня шоколада » Корона «стала хитом Ани Лорак» Dream Angel «). В этих случаях сознательно были созданы совсем другие тексты песен, уже не имели рекламного характера. Однако определенный взаимовлияние здесь остается в любом случае: ротация рекламных роликов обеспечивает бешеную раскрутку песни, зато песня еще долго будет вызывать рекламные ассоциации. Именно поэтому эта рекламно-рекламная схема становится все более популярной.

Подытожим: реклама (особенно качественная и высокопрофессиональную) часто лежит на границе искусства, использует его инструменты, содержит его элементы, однако полноценным искусством не может стать по определению, поскольку преследует сугубо прагматические цели.

Если кто-то хочет считать рекламу искусством, то в такой же степени им можно считать мебель, одежда, самолет — ведь в их создании принимают участие и дизайнеры.

В этом нет никаких противоречий. Так, кружка (которое выполняет чисто утилитарную функцию) можно оформить так, что оно станет произведением искусства. Это оформление не мешает его функциональности. Однако в настоящем искусстве функциональность преимущественно просто отходит на второй план, и утилитарная вещь становится лишь формой для художественного выражения. Однако рекламист, как дизайнер автомобилей и в отличие от гончара, не имеет права пожертвовать функциональностью ради художественного совершенства. Если его это не устраивает, ему лучше оставить рекламный бизнес и заняться «чистым» искусством. Или же использовать рекламу как способ заработка денег, необходимых для воплощения чисто художественных проектов.

Искусство рекламы

Почему же мощный маркетинговый метод по имени «реклама» стал убежищем всякого рода псевдо творцов? Одна из причин в том, что многим людям с художественными амбициями, приходящие в рекламу, никто не разъясняет задач рекламы и места их метода в ней. А поэтому они чувствуют себя работники не сферы продаж, а графики, кино, музыки. Платит за все это «дядя». Все бы хорошо, но некоторые мелочи немного раздражают — утилитарный продукт, который нужно красиво подать, скучный рекламодатель, которому надо доказывать свою гениальность …

Никто не выступает против красоты в рекламе, но … как говорил один известный архитектор: «Самое главное — функциональность, а красота — побочный продукт». Это применимо и к рекламе: красота должна быть всего лишь ее побочным продуктом, но не самоцелью. Вряд ли кто-то согласился бы жить в доме из стекла, только потому, что он хорошо блестит на солнце.

Кто может считаться создателем в рекламе? Ответ может выглядеть банальной и даже немного циничной, но это требование рекламного «жанра»: создатель в рекламе — это тот, кто всеми силами стремится сделать рекламу максимально эффективной, а значит, такой, что «продает» (в широком смысле этого слова). Причём желательно с минимальными затратами средств рекламодателя.

А задача эта действительно непростая — пожалуй, даже сложнее, чем выхватить какой-то приз на Фестивале рекламы в Каннах. Ее могут решить только чудаки-трудоголики, обладающий сложным коктейлем из знаний, опыта и человеческих качеств. Немного таланта и удачи тоже не помешает!