Особое положение архитектуры в средневековой системе искусств

В процессе постепенного включения «механических искусств» в общую систему знаний ведущее место среди них занимала архитектура. Архитектура в средние века владела привилегированным положением среди других «механических искусств». Это обстоятельство находит отражение в средневековой философской и богословской литературе, хрониках и документах и ​​прослеживается на протяжении всего средневековья. Она выражается в особом положении архитекторов по отношению к мастерам других специальностей, было обусловлено тем, что архитектор в средние века должен был быть высокообразованным человеком, пониматься в точных науках, что было не столь обязательным по роду деятельности для скульптора и живописца.

архитектура средневековья

По крайней мере две дисциплины ходивших в свободные искусства имели самое непосредственное отношение к изобразительному искусству, прежде всего к архитектуре, — это геометрия и арифметика. Разумеется, обе эти науки в средние века понимали крайне абстрактно.

Средневековое романское и готическое строительство — самое яркое свидетельство глубоких знаний архитектора, его постоянных художественных поисков и технического экспериментирования. О высоком положении архитектора в средние века говорят широкие документальные данные. Уже с романской эпохи сохранилось достаточно много свидетельств того уважения и восхищения, которыми окружались крупнейшие архитекторы, и их привилегированного положения. Это были узаконены преимущества, подобно привилегиям, данным архитекторам и строителям Гийомом VIII Аквитанской в ​​1127 году и подтвержденным впоследствии Ричардом Львиное Сердце. Это были преимущества, которые естественно вытекают из такой тяжелой и требующей больших способностей, опыта и знаний профессии. Сохранены от романского времени переписки настоятелей монастырей с просьбами прислать архитектора, который прославился своими сооружениями в том или ином монастыре, ясно показывают, как высоко ценились выдающиеся представители этой профессии. Многолетняя переписка (1097-1125) аббата Жоффруа Вандомского с Манский епископом Хильдебертом Лаварденським по архитектора монаха Иоанна — один из самых красноречивых примеров «.

В хрониках романской эпохи талантливые архитекторы нередко сравниваются по своей изобретательностью с Дедалом, как, например, архитектор Лодевик с Бурбона у Дюнкерка, который придумал сложную и запутанную планировочную структуру здания сеньоров Ардеина.

Первой среди других механических знаний архитектура начинает постепенно приближаться к уровню свободных искусств. За ней следует медицина. В XII веке они обычно называются первыми в пересчете «механических искусств», а иногда и выделяются из их среды.

Тринадцатый век — век сооружения грандиозных готических соборов, которые воплотили в себе не только строй мысли и мировосприятие в свое время, но и все его научные и технические достижения. Естественно, что XIIИ века в большей степени подвержено выделить архитектуру с других практических искусств и расположить ее будто на грани между свободными и «механическими искусствами».

В эпоху Возрождения вслед за архитектурой и медициной в свободных искусств начинают относиться также живопись, перспектива и целый ряд областей, которые легли впоследствии в основу современных естественных наук.

Архитектура отличалась современниками от других механических искусств, архитекторы ценились как ученые-геометры, они выделялись из ремесленных кругов своими специальными знаниями. Процесс выделения личности художника с ремесленной среды, осознание ценности художественной деятельности в ее индивидуальном проявлении, который наметился в течение XIII века, особенно быстро и широко должен был проходить в области архитектуры. Многие из известных нам фактов художественной жизни XIII века подтверждают это мнение. Об этом свидетельствуют гробницы знаменитых архитекторов в крупнейших готических соборах рядом с надгробными плитами прелатов церкви и принцев крови, имена крупнейших архитекторов, написанные на плитах лабиринтов готических соборов, эпитеты, которыми наделяли архитекторов современники, захваченные их мастерством.

В готическом искусстве XIII века абстрактный идеал и конкретный опыт слились и соединились в равной степени, породив замечательные по своей законченности и целостности произведения. Объединили в своем стройном единстве весь круг конкретных проявлений художественного мировосприятия готической эпохи.