ГЕРМЕНЕВТИКА — ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ?

Традиционно герменевтикой называют теорию и практику толкования текстов, которая развивалась в исторической и филологической науке с XVIII века (Г. Мейер, Х. Вольф, и т.д.). Затем она стала приобретать более универсальный характер. Фридрих Шлейермахер разработал ее как общую теорию интерпретации, а Вильгельм Дильтей — как фундамент знания гуманитарных наук. Однако если Шлейермахер настаивал на традиционных, грамматически-лингвистических способах толкования, то для Дильтея герменевтический метод — это, прежде всего, искусство понимания.

В ХХ веке по методу интерпретации текстов герменевтика превратилась в философию, в основном благодаря феноменологии Гуссерля и работ Мартина Хайдеггера. Если Гуссерль первичной реальностью в познании считает не «дух» или «материю», а «жизненный мир», то Хайдеггер, используя учение Гуссерля, стал утверждать, что для истории и культуры таким жизненным миром есть, по большому счету, речь. В своих поздних работах Хайдеггер пишет о том, что язык формирует назначения бытия, не мы говорим языком, а скорее, он говорит с нашей помощью. Продолжая традицию Дильтея, Хайдеггер определил, что такое философская герменевтика. Это герменевтика языка, поскольку в нем заложено то, с помощью чего возможно понимание как такое, что, в свою очередь, приводит к «прорыва к истинному бытию, жизни и мышления».

Все это определило дальнейшее развитие такого феномена, как герменевтика. Философия, в которую она трансформировалась, поставила вопрос о том, каким образом возможен процесс понимания мира, какое место в этом процессе занимает «открытия истины бытия». Это блестяще было сделано ее ведущим представителем Гансом-Георгом Гадамером. Интерпретируя историю и бытие человека, герменевтика стала претендовать на место философии, объясняет смысл жизни, искусства и истории, включая опыт и человека, и общества, и традиции, и разрыва с ней. Если для П. Рикера герменевтическая диалектика объяснения и понимания является философским искусством интерпретации окружающего нас мира, для Ю. Хабермаса — методом преобразования общества, то для Гадамера — самой универсальной философией современности.

Самая известная работа Гадамера — «Истина и метод» — в своем названии словно скрывает фундаментальные основы того, что такое герменевтика. Философия понимания, изложенная в этой работе, доказывает существенное отличие интерпретации между природными и математическими науками с одной стороны, и социальными и гуманитарными — с другой. Теоретические концепции естественных и математических наук основываются на формальной методологии, основанной на индукции и дедукции, гипотезах и верификации, изучении повторяющихся закономерностей. Гуманитарные же науки направлены на поиск истины, а не сосредоточены на методологии. А истина — это не теория, это правда жизни — той, где действуют живые люди.

Используя терминологию Хайдеггера, Гадамер дает ответ на вопрос о том, что такое гуманитарные науки и какова их специфика.

art_germenevtika

Огромную роль в нем играет понятие традиции. Это для него одна из форм авторитета, ведь никто не может ничего знать без помощи предшественников. Но традиция не может существовать без языка. Она передается его помощью. Кроме того, с помощью языка формулируют опыт человека, выражают и придают ему форму. Познание также обусловлено наличием языка. В изложении Гадамера, герменевтика — философия понимания — доказывает, что оно является неотъемлемым свойством языка. Но многозначность его приводит к тому, что тексты должны быть истолкованы герменевтически, для того, чтобы понять все их смыслы.

В философии Гадамера существует еще одна, даже более фундаментальная категория, чем речь — это игра. Она лежит в основе глубинного способа человеческого бытия и делает возможным процесс познания. Кроме того, язык и понимание как такие тоже основаны на игре. Ведь она, как считает Гадамер, не является производным от личности, и не содержит в себе интереса — она ​​самостоятельная и самодостаточная, как «вещь в себе». Игра является подлинным субъектом — она ​​втягивает в себя игроков, получая в них воплощение. Недаром игры называют «захватывающими» — они действительно захватывают участников.

Таким игровым процессом является эстетическое созерцание произведения искусства, чтение книги, понимание истории. «Эстетическое переживание, катарсис, историческое исследование, — подчеркивает Гадамер, — обещают особую, лишено прагматического интереса наслаждение».

Можно сказать, что герменевтика, философия и теория познания в гуманитарных науках, говорит о том, что понимание, все ближе к игровому, позволяет приблизиться к истине. Опыт герменевтики, как и опыт искусства и религии, основан на многих случаях на интеллектуальном созерцании, на интуиции. Герменевтическое искусство понимания, управляемое интуицией, позволяет понять смысл текста как такового. Причем учитывается не только то, что хотел сказать автор, но и то, в каком контексте созданный текст, и он несет. А это возможно благодаря таким категориям, как здравый смысл, личный опыт, открытие внутренней логики с помощью своего рода перевоплощения, «диалога» с текстом. Такое познание «изнутри» позволяет понять как явление социума и культуры, так и проблемы бытия человека.