Искусство Японии

Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах Дальнего Востока генетически связано с искусством каллиграфии. В Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и живописных принципов. В японской живописи, как и в китайской, издавна большую роль играет линия и распространенная монохромная картина. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга. Произведения в стиле суйбокуга создавались тушью, при этом показывалась игра света и тени на предметах, но отсутствуют контурные линии.

Japan

Развития японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и туши.

Большое значение для судеб японской живописи, так же как и скульптуры, имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской культовой практики создавали определенный спрос на произведения этих видов искусства. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые емакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с ней притч.

Японская живопись в VII веке была весьма еще проста и незатейливая. Представление о ней дают росписи на ковчеге Тамамуси из храма Хорюдзи, отражавшие те же сцены, что воспроизводились на эмакимоно. Росписи выполнены красной, зеленой и желтой краской на черном фоне. Некоторые росписи на стенах храмов, относящиеся к VII веку, имеют много общего с аналогичными росписями в Индии.

По мере дальнейшего распространения буддизма возник массовый спрос на культовые изображения. В связи с этим профессия художника стала очень распространенной, причем уже в VII веке среди мастеров, занятых созданием картин, развивалась даже специализация: одни делали общий набросок рисунка, другие раскрашивали его, третьи обводили контуры. Рисунки на полотнищах эмакимоно в VII-VIII веках имели весьма простой, близкий к символическому характер, изображений не хватало динамики. Однако с течением времени художественное качество рисунков эмакимоно возросло, и лучшие из них весьма выразительны и совершенны.

С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи. До наших дней дошла ширма под условным названием «Женщина с птичьими перьями». На ширме изображена женщина, стоящая под деревом, волосы и кимоно ее украшены перьями. Рисунок выполнен легкими, струящимися линиями.

Для буддийской живописи с IX века характерны изображения мандалы, что на санскрите означает алтарь. При создании мандалы использовались дорогие материалы. Например, «Такао мандала», хранящейся в монастыре Дзингодзи, написанная золотом и серебром на плотном фиолетовом шелке.

Сумо

Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистского сект (мео) о том, что для спасения мира от страданий и горестей необходимо лишь … создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида.

Творческое воображение художников заработало в полную силу. Примером такой картины является изображение бодисатвы, сохраняющего государство, из храма Кон-гобудзи. На дошла до нас части этой картины передано стремительное движение охваченной пламенем фигуры божества.

Сначала японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле, или стиле кара-э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле, или стиле ямато-э (живопись Ямато). В Х-XII веках стиль ямато-э стал господствующим в живописи, хотя произведения сугубо религиозного характера все еще писались в китайском стиле. В этот период получила распространение техника нанесения контуров рисунка мельчайшей золотой фольгой.