Стиль барокко в мировой культуре

Эпоха Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) в мировой культуре характеризуется большим разнообразием предпочтений в искусстве. В этот период происходит падение Великой Римской империи, а с ним — и смена общественного мировоззрения, которое проявляется в противоречивых наклонностях и маньеризме, положившему начало самостоятельному художественному стилю барокко.
Родиной барокко является Италия, в переводе с итальянского языка «barocсo» означает «нелепый»; «бракованная жемчужина» — силлогизм, основанный на метафоре. Это понятие включает единство сложности и постоянной изменчивости нашего несовершенного мира, новые представления о взаимодействии человека с окружающей средой.
Стиль барокко был широко распространен в Испании, Германии, Фландрии (совр. Бельгия), Польше, и незначительно — во Франции и России.
Для культуры барокко характерны динамичность образов, напряжение, контрасты, пышность и вычурность форм.

Barokko
Барокко в архитектуре
Архитектура стиля барокко выражается размахом в пространстве, ощущением движения и столкновения изогнутых линий. Соединение материализма с иллюзией проявляется в масштабных колоннадах, увеличение деталей и роскошная пластика фасадов воспринимается целостным произведением искусства. Исполинские размеры зданий поражают воображение зрителя.
Отдельного внимания заслуживает направление, выделившееся в истории барокко благодаря духовному ордену иезуитов и получившее название в честь своих основателей. Иезуиты были активистами контрреформации и приверженцами римской католической церкви. Они занимались наукой и образованием, строили костелы по проектам римских архитекторов в Украине, Беларуси, Польше и Прибалтике; во время правления Екатерины II иезуиты развернули бурную деятельность в России вплоть до их изгнания из страны в 1820 г.
Стиль иезуитов подразумевает склонность к мистике, крайнее проявление иррационализма, которым наполнены произведения архитектуры; очень натурально выделанные образы и сюжеты. Известный образец стиля — римская церковь Иль-Джезу, мастером которой является Джакомо делла Порта (1575 г.).
Эпоха Реформации затронула умы и души представителей того времени: разговоры о религии и вере перестали быть общественным достоянием, и объявлялись сугубо личными. Этот момент и стал причиной возникновения мистицизма, который проник в барокко и обозначился в нем как устрашающий элемент. Так появилась готическое барокко. Живописное величие формы и загадочные рельефы материализуют сюжеты, которые в своей идее обращены к высшим силам.
Барокко в живописи
Художники стиля барокко предпочитают изображать живую, движущую композицию, незаурядные сюжеты, броскую красоту и выразительность жестов персонажей. В своих картинах героической и религиозной тематики они соединяют натуральное и сверхъестественное, фантазию и реальность. Выделяют такие черты искусства, как грация и кортезия; изящество и нежность сливается воедино в пластике. Главной характеристикой портретного жанра является аристократичность.

style-barocco
Интерьер в стиле барокко
Интерьер представлен в виде настенной и плафонной росписи — здесь присутствует игра света и тени, насыщенность красок, цветовые контрасты, причудливое сочетание объемов и плоскости.
Эпоха барокко положила начало распространению культуры «западной цивилизации» в последующие века. И теперь, в современном мире можно заметить присутствие элементов барокко в окружающей обстановке. Это внутреннее и внешнее оформление зданий администрации, а также декор жилого сектора – мебель, призванная украшать комнаты и восхищать гостей яркостью и выдающимися формами. Это могут быть колонны, деревянные панели с лакокрасочным покрытием или без него, гобелены, роспись паркета причудливыми рисунками, мощное освещение, использование бархата, позолоченных аксессуаров. Мебельный интерьер в стиле барокко выбирают в том случае, когда стремятся к показной роскоши и делают акцент на излишках и богатстве. Несомненно, такой шик производит на ценителей искусства непревзойденное впечатление и надолго остается в памяти.