ИСКУССТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, является таким древним, как и первые попытки его теоретического осмысления.

Исследователи все чаще рассматривают искусство как составляющую духовной культуры человечества, особую отрасль эстетической формы общественного сознания и эстетической деятельности. Бесспорно, для того чтобы воспитать человека культуры, надо в первую очередь обеспечить развитие ее души. Для процветания и гармонии общества всегда должен быть приоритет внутренних ценностей над внешними, духовного (альтруистического, бескорыстного) прогресса над материальным (эгоистичным). Многоплановость воспитательного воздействия искусства определяется его функциональностью. Основными функциями искусства является познавательная, социальная, ценностно-ориентированная, коммуникативная, гедонистическая и собственно эстетическая функции. Некоторые исследователи часто отмечают, что современное искусство состоит не из совершенства формы, не из глубины содержания, а из ценности самого поиска и разгадывание личностью скрытого эстетического смысла, с оригинальности художественной концепции автора. Внешняя красота предметов и явлений пока становится более актуальной, чем внутренняя Духовность личности: методология, теория и практика, выразительность. Таким образом, внешняя красота оказалась сегодня более востребованной, чем внутренняя, так как полностью удовлетворяет социальный спрос современного мира. С нашей точки зрения, такой перенос акцента с внутренней красоты на внешнюю оправдывается отказом современной человека от духовных ценностей в пользу ценностей материальных и телесных. Интересно, что на первый план выходит только развлекательная функция искусства, а ставка на зрелище любой ценой приводит к эстетической неразборчивости массовой культуры. Художественные потенции человека, его духовность, ее эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности. Сейчас проблема духовной культуры современного студенчества привлекает все большее внимание педагогов, психологов, философов и богословов. Современные исследователи считают, что именно искусство имеет мощное влияние на формирование духовности личности. Искусство удовлетворяет духовные потребности личности, поднимает их на более высокий степень и этим способствует эстетическому развитию людей, который нужен не только для восприятия искусства, но и для формирования общей культуры личности. Проблемам духовности личности посвящено много исследований, написанных представителями научной школы Шевченко. Также представители этой школы уделяют большое внимание развитию теории и практики художественно-эстетического воспитания в современной высшей школе. Актуальность проблемы очевидна том, что в наше время проблемы духовности личности является отодвинутыми на задний план. Именно искусство призвано быть необходимым элементом воспитания духовности каждой человека.

 искусство и студенты

Непосредственное обращение к произведениям искусства развивает в человека умение правильно воспринимать явления красоты. Результаты современных научных поисков и исследований способствуют дальнейшему изучению такой интересной и важной для всех нас темы, как духовность личности. Целью статьи является определение особенностей искусства как составляющей духовности современной студенческой молодежи. За последние годы возникло много работ, связанных с духовной культурой личности. Под духовной культурой человека понимаем ценностно-стержневую, базовую качество личности, которая позволяет полноценно общаться с миром прекрасного и активно участвует в его творении. Н. Фунтиков в своем исследовании отмечает, что следует понимать искусство как средство включения студентов в пространство культуры, а следовательно, и как средство формирования у них совести, способности к духовному сочувствия, к творчеству. Как известно, искусство представляет собой целостное восприятия, в котором симультанно синтезируются познания и отношение. Искусство создает свой мир — бытие, можно переживать, в котором можно жить духовно. В. Сухомлинский писал, что познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного, переживает наслаждение. По нашему мнению, искусство имеет превращать человеческие отношения, впитывая их красотой и гармонией.