Романское искусство

Борьба за власть между феодалами была главным признаком средневековья. В междоусобные войны активно вмешивалась церковь, защищая свои права крестом и мечом.

 

В XI — XII веке в большинстве европейских стран господствовал романский стиль. В это время интенсивно развивалась архитектура. Храмы имели форму базилики, а внутри делились на отдельные части. Вследствие недостаточного уровня строительной техники конструкции романских храмов были очень тяжелыми. Циркульные или крестовые своды поддерживали тяжелые столбы, массивные башни, стены. Трехнефный базилики очень часто были украшены рельефами.

Романский стиль в гражданском строительстве представлен замками феодалов — крепостью с донжоном — сторожевой башней круглой, удобной для обороны.

Романские строители прежде всего приспосабливали сооружения для военных нужд (из стратегических соображений). Тип средневекового города, стихийно застраивался, сформировался в течение XI — XII вв. Дома и храмы богачей возвышались среди лачуг ремесленников. Первые каменные ратуши возникают в XII веке.

Монументальная скульптура и настенная живопись начали развиваться вместе с архитектурой. Подчинялись они интересам церкви (символический характер изображений). Сюжеты из Евангелия и Библии занимали главное место в скульптуре и живописи. Книжная миниатюра отмечалась высоким декоративным уровнем исполнения. Особую роль в ней играли орнаменты — условные изображения фантастических существ и птиц.

Раньше других государств романский стиль сложился во Франции. Своим величием поражают соборы юга страны. Характерным для них является органическое сочетание с природой.

Западный фасад (главный) храма и восточная алтарная часть украшались щедро скульптурой, значительно выше боковых был центральный неф. Полукруглые выступы маленьких капелл в апсиде, вертикали башен, удлиненный крест, который был положен в основу композиции здания — все это уносило строение к определенной архитектурной школы.

Строительству крепостей способствовали походы крестоносцев на Ближний Восток. Архитектура замков также была очень своеобразной. Оборонная цитадель города Каркасона сохранилась лучше среди романских фортификационных сооружений.

И в архитектуре раздробленной феодальной государства развивался романский стиль. Лучшими памятниками немецкого зодчества этого времени является соборы в Майнце, Шпейеру и Вормсе.

Романское искусство. Керамика

Собор в Вормсе (1181 — 1234 ГГ.) Возвышается над городом недоступной крепостью. Охраняют сооружение четыре угловые башни. Мощные стены, которые скупо декорированы архитектурными поясками под карнизами и аркадами, узкие окна-бойницы, четкие геометрические формы — все это символы недоступности сооружения.

Многие оборонных замков создали немецкие строители. Среди них крупнейшие, императорские Пфальц, с многочисленными жилищами, конюшнями, составами и тому подобное.

Своеобразие исторического развития влияла на искусство Италии. Ареной борьбы с иностранными захватчиками была эта страна на протяжении веков. Различных воздействий испытывало ее искусство. Влияние Византии ощущалось на юге, в Венеции и Сицилии, романтический стиль оказался в северных районах Ломбардии. Искусство Тосканы и Рима обозначено своеобразием.

В Ломбардии, которая граничила с государствами по ту сторону Альп родилась романская архитектура. Развитие в ней средневековой культуры обеспечил городской коммунальный строй.

Выделялись ломбардские храмы богатством колонн, арочек, красотой декора. Особое внимание уделяли строители отделке порталов. Праздничный вид придавал сооружениям белый мрамор облицовки.