Готическое искусство

В готической скульптуре происходят значительные изменения. Все больше растет ее роль в отделке архитектуры. Развитие скульптуры сказывается ростом интереса к психологии героев и приближением к жизни. Размещение скульптур на сборах, художественное решение и основные образы регламентировались правилами церкви. В скульптуре Франции зарождения стиля готика началось в провинции Иль-Франс. Образцом для более поздних произведений стал пластический декор в аббатстве Сен-Дени.

Яркими памятниками ранней готической скульптуры являются рельефы и статуи западного фасада собора Парижской богоматери (сцены из жизни Христа).

Статуи южного фасада Шартрского собора — важный этап в монументальной пластике. Индивидуализированные образы святых, но сами фигуры схематичны. Их пластическая выразительность усиленная драпировками и жестами. Яркие образы святых Феодора Мартина, Иеронима, Григория свидетельствуют о достижении готических мастеров.

Украшением готического искусства есть скульптуры Амьенского собора. Сюжеты из жизни Марии и Христа, о страшном суде отмечены жизненностью. Чувствуется проникновения светских элементов в трактовку религиозных образов, заметное их земное понимание. В фигурах героев отражаются реалистические черты, они лишены застывшей фронтальности. Рельефы очень жизненные. Изображают они косаря, деда, у костра греется и др. Статуя Христа у главного входа («Прекрасный бог») является лучшим произведением монументальной пластики Амьенского собора. Христос это реальный человек, его образ лишен аскетизма и условности, которые свойственны скульптуре предыдущего времени.

Изображения двенадцати месяцев очень символичны, они размещаются на левом портале собора. Рассказывают они о крестьянский труд и быт (лучшей календарь готики). Крестьяне занимаются работой в соответствии с времен года: летом жнут хлеб, косят сено, осенью собирают фрукты, весной обрабатывают виноградники.

В скульптурах Реймского собора наблюдается интерес к раскрытию психологии человека. Статуи центрального портала по композиции — «Благовещение», Иосиф взволнован, ангелы, полны простоты и грации, Мария завораживает красотой.

В отличие от французской, немецкий пластика использовалась для отделки интерьера храмов. Отражает особенности немецкой готики скульптура портала Золотых ворот во Фрейбурге (1240). Скульптуры правого портала западного фасада собора в Бамберге (император Генрих II и его жена Кунигунда). Обобщение и портретность присущи Бамбергское всаднику — скульптура, установленная на одном из столбов интерьера этого собора. Он — воплощение стремления к свободе, мужества, гордости. Лучшей конной статуей средневековья считается Бамбергский всадник.

В немецкой готической скульптуре ценным было стремление создателей передать тонкие психологические характеры, индивидуальные черты.

Примерно в середине XIII века на рыночной площади Магдебурга был воздвигнут памятник основателю города Оттону I. Он был поставлен во времена, когда город вело борьбу против архиепископа за право самоуправления. Памятник установлен на площади (впервые в средневековом искусстве) Всадник держится уверенно.

gotika_art

Решительный жест, гордая осанка символизируют силу. что способна сломить сопротивление феодалов.

Портретные статуи в Наумбурзькому соборе (XIII век) считаются шедевром готической пластики. Пластическое дарования неизвестного скульптора оказалось в изображениях местных феодалов Германа и Реглинды, Ути и Еккегарда. Как завершенный индивидуальный образ воспринимается каждая фигура. Скульптор показал людей такими, как они были при жизни: жизнерадостная Реглинда; мечтательная, нежная Ута; умный Еккегард.

Наумбурзький художник с гениальной простотой и жизненной правдой решил рельефные композиции собора: «Измена Иуды», «Суд Пилата», «Тайная вечеря». Все сцены обозначены вниманием к бытовым деталям, они словно взятые из жизни. Вот «Тайная вечеря». За столом собралась группа людей и начала скромную трапезу. Перед ними ломтики хлеба и деревянные миски. Один человек из кувшина пьет воду, другие блюдо из мисок берут руками. Детали, мимика, жесты людей — усиливает правдивость образов.

Почти до XVI века в скульптуре Германии хранились готические формы.

Разный характер имела монументальная готическая скульптура в разных странах.