Ампир-стиль

Ампир-стиль, который зародился во Франции к концу 18-19 века, практически после Французской революции, во время правления Наполеона Бонапарта. Слово Ампир с французского переводится как империя. Хронологические границы уникального «Стиля Империи» обусловлены очень небольшим временным отрезком : с окончания правления Директории (1799) или года коронации Наполеона Бонапарта (1804) вплоть до восстановления династии Бурбонов (1805).

ampir_style
Ключевые особенности стиля Ампир, были навеяны искусством античности и нашли свое продолжение уже в классицизме Людовика XVI (Неоклассицизм), а также имели свое место в стиле Директории». Однако, стиль Ампир имеет весомые отличия от стиля Классицизма. Не секрет, что Наполеон Бонапарт имел особое пристрастие ко всему, что было связанно с Римской Империей, с ее помпезностью и блеском, в виду этого французские живописцы и архитекторы стали брать за основу элементы античного искусства.
Ампир-это довольно строгий и выдержанный стиль, хотя ему свойственна некая доля величия и праздности для того, чтобы показать всю мощь империи. Пьер Верле-французский искусствовед назвал его застывшим стилем Людовика XVI. В стиле Ампир основные декоративные элементы имеют мотивы военного обмундирования римских легионеров, в них угадывается символика легионерских знаков и оружия. Искусство Древнего Египта также нашло свое отражение во французском стиле Ампир. Обусловлено это тем, что во времена Римской Империи позднего периода совместно с древнейшими культами Исиды и Гора в Рим проникали еще и некоторые фольклорные элементы архитектуры и живописи Древнего Египта, получившие еще более широкое распространение после Египетского похода Бонапарта.
Отличия Ампира от Классицизма можно рассматривать на примере форм и композиций. Например, стиль Классицизма отличает объемность декора и форм, достаточно гармонично связанных между собой и не имеющих резкого перехода. Композиция Ампира состоит, как правило, из резких контрастов: цветовых, архитектурных элементов, предметов интерьера и другого. Такой контраст позволяет по достоинству оценить чистоту формы и ее конструкцию.
Если для Классицизма характерна мягкая, практически пастельная цветовая гамма, то в стиле Ампир преобладают насыщенные, яркие и помпезные цвета: синий, золотой, алый и другие.
Интересно, что основателем нового французского стиля считается Давид Жак Луи, который был придворным живописцем, изображающим на своих полотнах Наполеона Бонапарта и его военные подвиги. Перед началом Французской революции Жак Луи писал картины на тему героического прошлого Древней Римской Империи.

ampir_s
Примечательно, что при всей своей строгости и чистоте форм и цветов стиль Ампир существовал только во Франции, позже Ампир со своей лаконичностью снискал популярность в России и был там довольно распространен. Русский Ампир несколько отличался от французского, он не имел столь строгих цветовых рамок, имел более мягкую форму и делился на два типа: городской ампир и Ампир провинций. Карл Росси смягчил жесткость имперского стиля и стал считаться самым ярким представителем стиля Ампир в России. Благодаря этому архитектору был создан ансамбль Михайловского дворца и Дворцовой площади. Провинциальный Ампир или «московский ампир» как его еще называли, имел очень отдаленное и относительное сходство с настоящим французским стилем. В Англии стиль империи не стал таким популярным, как во Франции. Британским ампиром иногда именуют стиль Георга IV (1820-1830)потому термином Ампир принято называть направление в искусстве Франции 19 века.
Архитектуру имперского стиля называют королевской, ведь ее отличает помпезность и некая театральность в конструкции внешних и внутренних построек, глубина, геометральная четкость размеров и единство форм (дворцы, триумфальные арки, лепные элементы, колонны). Торжественные дворцовые покои украшали панно и картины, изображающие Римскую Империю, скульптуры и мебель, с Египетскими элементами. Большое количество бронзы и золота, все это преобладало во французиком стиле Ампир.
Интересно, что стиль Ампир, как стиль империи возродился в России тридцатых годов и имел название «Сталинский Ампир».