Искусство готики

Нет четкой границы между романским и готическим стилем. В произведениях XII века (золотой период романского искусства) иногда заметны элементы готического стиля.

Развитием производительных сил феодального общества, ослаблением роли феодалов, усилением монархической власти, образованием коммун, ростом городов обусловлен переход к готическому искусству. В это время обостряется борьба между знанием и верой, между наукой и религией.

Элементы народного творчества щедро используются в готическом искусстве. Приобретают реальное содержание человеческие образы, усиливается их психологическая и индивидуальная характеристика.

Архитектура в этот период остается господствующим видом искусства. Появляется каркасная система. Она и ознаменовала появление готического стиля в зодчестве. Большие окна облегчали массу стены, а нервюры (выступая ребра, которые сходились на опорных столбах) уменьшали вес свода. Свода стало легче, теперь все бремя приходился на опорные столбы. Для их укрепления, особенно в местах, где было сконцентрировано вес сводов, внешняя стена подпиралась контрфорсами. Вес самого (среднего) своды с обеих сторон на себя принимали аркбутаны или полуарки, которые были переброшены над крышей боковых нефов (более низких).

gotika

Вершиной готической архитектурной системы стало культовое строительство. Именно в соборах сосредотачивается в это время общественная жизнь. Здесь заключались перемирия после войн, читались университетские лекции, совершались судебные расправы происходили заседания городского магистрата, разыгрывались театральные мистерии.

Строили соборы уже не монастыри, а цеха ремесленников во главе которых был главный мастер (ему подлежали специалисты разных профессий). Эти мастера были высокообразованными людьми. Готические соборы демонстрировали синтез скульптуры, живописи, архитектуры. Окна заполняли витражи, плоскости фасадов были щедро украшены пластикой. На стенах были изображения фантастических существ — змей, драконов, рыб, химер. Форму скульптур было даже водостоки. По бокам порталов собора, в галерейка верхнего яруса размещали различные статуи. Выбор сюжетов и расположение статуй было регламентировано церковными догмами. Центральный фасад западного портала посвящали Христу, левый — на определенном святом, правый — мадонне. А еще на порталах размещались аллегорические изображения времен года, месяцев. Как видим, реальные образы сочетались с символическими церковными. Так называемая роза (круглое окно, рама которого была выполнена из резного камня) была обязательным элементом портала).

Искусство готики. Собор

Витражами украшались готические окна (своеобразные живописные композиции из разноцветного стекла.

В монументальных сооружениях Франции второй половины XII века находим стилевые признаки раннего готического искусства (в Лане, Нуайоне, Суасона). В формировании готики играли значительную роль две области — Шампань и Иль-де-Франс.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам де Пари) стал завершением художественных поисков ранней готики. Началось строительство собора в 1163 году, а завершилось в середине XIII века. Пятинефный базилика вмещала 9000 человек во время праздничных церемоний.

Построенный в центре Парижа на острове Сите, который образован течению реки Сены, собор хорошо вписался пейзаж города. Пышно украшенный западный фасад, прилегающей к площади. Членят стену нижнего яруса три перспективные порталы. Скульптуры, которые находятся в нишах над порталом, образовали «галерею королей». Выше, в центральной части — витражные окна наполняют помещение голубовато-розовым светом. Стрельчатые арки размещаются по всей плоскости фасада от основания до третьего яруса.