Искусство Римской империи

Потребностям сильной централизованной власти не соответствовали республиканские формы правления. Поэтому сильная военная диктатура, а потом и власть императора стали закономерным явлением. Территория Римской империи увеличивается, в I — II вв. н. е. она простирается от Британии до Средней Африки (с севера на юг) от Испании в Иран (с запада на восток).

Существовала Римская монархия от I века до н. е. до падения империи в V веке н. е. (476 год н. э.).

Искусство раннего периода Римской империи прославляло власть императора и утверждало идею его божественного происхождения. В то же самое время в нем можно наблюдать тенденции к идеализации давности.

В развитии архитектуры нашла свое воплощение идея величия Рима. В Риме и в провинциях строились многочисленные постройки.

Форумы являются характерными памятниками архитектуры столицы. В отличие от форума Цезаря и республиканского форумы (они были местом собраний) императорские форумы выглядели четко спланированного прямоугольника. Каждый император строил свой форум и украшал его статуями, храмами, рельефами.

Форум императора Траяна, который был построен архитектором Аполлодором Дамасским в 109 — 113 гг. Был одним из наиболее хорошо оснащенных и крупнейших. Этот ансамбль состоял из зданий, расположенных по одной оси. Триумфальная арка была за вход. Форум окружали с трех сторон портики: площадь замыкала базилика, по которой размещались греческий и латинский библиотеки. Между библиотеками расположилась колонна (30 метров), которая была установлена ​​в честь побед Траяна. Конная статуя Траяна (золоченая бронза) находилась в центре площади, а между колоннами портиков были статуи ораторов и полководцев.

Среди сооружений времен правления Августа можно выделить полукруглый театр Марцелла (13 г. до н. Э. Е.). Несколько ярусов имел фасад театра. Здесь впервые применили систему многоярусной аркады, которую потом использовали при строительстве Колизея (вершина римской архитектуры).

Колизей (от лат. «Колосеум» — колоссальный) строили в течение 75 — 82 гг. Колизей представляет собой эллипс, в центре которого расположена арена, где проводились травля зверей и гладиаторские бои. Места для зрителей были расположены вокруг арены: кресла с мрамора для патрициев, ряда сидений с дерева вверху и галерея для публики победнее. Более 50000 зрителей вмещал Колизей. Своды и ордерная аркада составляют основу его конструкции.

К памятникам Римской архитектуры также относятся триумфальные арки в честь военных побед и исторических событий. Мраморная триумфальная арка Тита (81 г..), Построенная в честь победы над Иудеей, считается лучшим образцом такого типа сооружений. Задумана она была как постамент для бронзовых статуй императора и крылатой богини победы на колеснице. На рельефах, которые сделаны на арке, отражено возвращения Тита и войска из Иерусалима.

Римская империя

В период большого расцвета рабовладельческой системы, который еще называется «золотой век», был построен Пантеон (125 г.) — Храм всех богов. Аполлодор Дамасский считается зодчим Пантеона. Это ротонда, круглая постройка, перекрыта куполом, который не имеет себе равных в античной архитектуре. Величие фасада Пантеона подчеркивает строгий портик. Глухая стена, которая разделена на три яруса, является контрастом к внутреннему пространству и акцентирует высоту храма. Внутри стена делится на два яруса.

Пантеон имеет совершенные пропорции. Например, диаметр ротонды равна высоте. В центре купол имеет круглое отверстие, через него освещается интерьер.

Построен Пантеон на массивном фундаменте, из бетона и кирпича. Облегчают вес сооружения пустоты в стенах. Храм является примером классической ротонды с сферическим куполом.

Общественные бани — термы — стали неотъемлемой частью римской архитектуры. Термы полководца Агриппы (одни из ранних) были возведены во времена принципата Августа.