Искусство греческой классики

Искусство Греции

Победа греков над персами в войне, которая длилась много лет (500 — 449 гг. До н.э.), укрепление международного авторитета афинян, образование морского союза во главе с Афинами — все это обусловило культурное, политическое и экономическое возвышение Эллады.

Искусство греческой классики

Способствовала развитию демократических художественных вкусов — рабовладельческая демократия, которая утвердилась в результате реформ Клисфена. Стали образцами для подражания произведения скульпторов, архитекторов, утверждали гражданские ценности. Искусство V — IV века до н. е. получил название греческой классики.

Первый, ранний этап классики (490 — 450 гг. До н.э.) характеризуется широким размахом строительства, развитием гражданских эстетических идеалов, поисками синтеза двух видов искусства — скульптуры и архитектуры, попытками реалистического отражения человека.

Высокая классика — это вершина расцвета искусства (450 — 410 гг. До н. Э.), Пронизанного духом глубокой человечности и гармонии. Этот период называют эпохой Перикла, по имени правителя Афин, который заботился о развитии литературы, искусства и науки. Во времена высокой классики архитектура достигла наивысшего своего развития, художники создавали всемирно памятники, в которых были воплощены передовые идеалы времени. Архитектура превозносила полис, символизировала его мощь и силу. Пропорции и масштабы архитектурных сооружений сравнивали всегда с человеком.

Система регулярной планировки городов архитектуры Гипподама — выдающееся достижение классической архитектуры. Характерные ее признаки — планировка жилых домов и общественных зданий, разделение кварталов прямоугольной сеткой улиц. Воплотил свою идею Гипподам впервые при строительстве Пирея, большой военной и торговой гавани Афин.

Окончательно утверждается тип периптера в архитектуре ранней классики. Об этом свидетельствуют храмы Зевса в Олимпии и Посейдона в Пестуме (о. Сицилия). Суровые, величественные, четко спланированы, они поражали чистотой выполнения основных элементов и общим силуэтом, который одинаково выразительно воспринимался со всех сторон. Конструктивное решение этих храмов отмечалось логичностью и точным расчетом.

Фронтоны храма Зевса в Олимпии были украшены большими скульптурными группами, в которых проявился героический характер искусства того периода. Здесь нашли воплощение тенденции, которые наметились в начале века (в 490 году до н. Э.) В скульптурных композициях фронтона архаического храма Афины, на острове Эгине, а также синтез архитектуры и скульптуры.

Большое значение для развития греческой пластики мало скульптурное убранство храма Зевса, которое исполнили неизвестные мастера в 470 — 456 гг. До н. е. В основном с греческой мифологии скульпторы брали свои сюжеты.

Искусство Греции

Высоким мастерством, единством замысла отмечается композиция, показывает свадебное торжество, на которое вождь племени лапифов пригласил героев, богов и соседнее племя кентавров. В борьбу с героями вступили опьяненные дикие кентавры. В центре этой композиции фигура бога искусства и света Аполлона, который принес лапифами победу.

Стройный, высокий он жестом указывает на кентавров. Вот Тесей, который готов топором нанести удар. Герой Пейрифой крепко держит меч. Лицо кентавров искаженные гневом, лица героев дышат уверенностью и спокойствием. Идея композиции — победа разума над стихией, добра над злом.

Войны, которые постоянно вели греки, требовали много воинов, которые готовы защищать независимость своего города-государства. Поэтому эллины закаляли тело с ранних лет. Особое место в жизни греков занимали олимпийские игры, которые проводили раз в четыре года. Победители имели всеобщее уважение. Свои произведения посвящали им художники и скульпторы. Но это были не конкретные портреты, а обобщенные образы красивых, сильных, мужественных людей, которые в те времена имели идеал. Скульпторы показывали юношей на соревнованиях, во время тренировки, во время торжественного венчания лавровыми ветвями.